Micra, Микрочка, Микрошка...


Такие автомобильчики часто играют роль второго или даже третьего в семье — они недорогие, экономичные и легкие в управлении, причем подобные «малышки» особенно привлекательны для прекрасной половины человечества. В этом классе между фирмами-производителями идет порою гораздо более острая борьба за симпатии покупателей, чем в других секторах рынка. Фирма Nissan добилась в Европе отменных успехов на «малолитражном» поприще —ведь малютка Micra завоевала титул автомобиля 1993 года, а вместе с ним и сердца многих покупателей.

И в России женщину за рулем маленькой иномарки теперь можно увидеть все чаще и чаще. Отчасти это указывает на то, что второй автомобиль в семье — нынче не такая уж редкость.

Экспертная группа Авторевю решила воспользоваться предложением представительства фирмы Nissan испытать на наших дорогах две «крошки» — Micra L с литровым двигателем и Micra LXc мотором посерьезнее —рабочим объемом 1,3 литра.

снаружи

Естественно, «женская» машинка должна вызывать симпатии и умиление — ведь дамам свойственно отождествлять любимое средство передвижения с членом семьи или домашним зверьком и даже давать любимцам ласковые прозвища... Nissan Micra как будто создана для этого — ее пухленький кузов нарочито наивен, даже трогателен, и напоминает игрушки для грудничков.

Меж тем с точки зрения компоновки у автомобиля все в порядке. Малый задний свес трехдверного хэтчбека (есть и пятидверный кузов) предполагает максимум пространства в салоне при малой длине машины, а большая площадь остекления обеспечивает хорошую обзорность.

Кстати, на общем «несерьезном» фоне выделяется надпись «16 valve», то бишь 16 клапанов, и это, согласитесь, интригует.

внутри

Здесь и впрямь довольно просторно, особенно спереди — диапазона продольной регулировки передних сидений должно хватить даже длинноногим водителям, уж не говоря о «наездницах». Профиль подушки и спинки водительского сиденья выбран очень удачно — в него усаживаешься «как влитой».

Интерьер сделан просто, но со вкусом. Серый пластик и скромная тканевая обивка сидений и дверных панелей не имеют ничего общего с кричащей экстравагантностью, например, Renault Twingo. Удобная трехспицевая «баранка» регулируется по углу наклона рулевой колонки в небольшом, но вполне достаточном диапазоне, а «бибикалка» занимает всю центральную часть — промахнуться просто невозможно.

Подрулевые переключатели работают по привычной схеме — на левый возложены обязанности управления светом, а правый руководит «дворниками» (на модификации L не очень удачно, поскольку нет «паузы» для передних «щеток» и неудобно управлять задними щеткой и омывателем).

Щиток приборов прост и удобен. На передней панели, отформованной в виде полки с перегородками для мелких вещей, сверху прилажен овальный корпус, в центре проема которого — спидометр, а по бокам — указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости и минимальный набор контрольных ламп. Причем бензодатчик работает постоянно — даже при выключенном зажигании. Приборы на модификации LX богаче, но ненамного: добавлены электронные часы и суточный одометр.

Рычаг управления бесступенчатым вариатором мало чем отличается от рычага «обычных» автоматических коробок

 

А как себя чувствуют пассажиры сзади? Поводов им позавидовать нет: троим на заднее сиденье втиснуться тяжко, но два человека среднего роста там могут расположиться, хотя и в весьма стесненных условиях. И садиться назад — упражнение на ловкость: автомобиль-то у нас трехдверный, а при складывании спинок передних сидений сами сиденья вперед не отъезжают, как иногда делается для облегчения посадки. Единственное отличие версии LX по части комфорта задних пассажиров — это приоткрывающиеся на петлях задние стекла. В общем, лучше ездить на этой машинке одному или вдвоем.

Багажник небольшой. Но если сложить задние сиденья (в исполнении LX — с «раздельной» спинкой), то получается неожиданно объемное и удобное для такой крохи грузовое отделение. Конечно, холодильник перевезти не удастся, но коробка с 25-дюймовым телевизором влезет запросто — благодаря еще и широкому проему третьей двери. Кстати, пол полом багажника — полноразмерная запаска.

Настало время попробовать эти симпатичные автомобильчики «в бою». Усаживаемая в удобные кресла, заводим двигатели...

Литровая Micra L снабжена механической пятиступенчатой коробкой передач — и ее рукоятка на высокой «ножке» удобно ложится в руку. А вот версия LX с 1,3-литровым мотором оказалась, как мы поначалу решили, с автоматической трансмиссией, и на ее рукоятке мы с удивлением обнаружили странную аббревиатуру — N-CVT. Неужели это...

вариатор жив!

Действительно, японские инженеры применили нетрадиционную схему автоматической трансмиссии, которой «переболели» многие разработчики небольших автомобилей. Это — бесступенчатый клиноременный вариатор, а упомянутая аббревиатура означает Nissan's Continuously Variable Transmission. Передаточное число в вариаторе изменяется сдвижением и раздвижением половинок ведущего и ведомого шкивов, связанных специальным ремнем, набранным из стальных сегментов трапецеидального сечения, имеющих разную массу — чтобы уменьшить шум и вибрации трансмиссии.-

Все здесь скромно, лаконично, но при этом очень функционально. И эргономика — на весьма высоком уровне

 

Управляет вариатором гидравлическая система, изменяющая соотношение диаметров шкивов и, соответственно, передаточное число — от понижающей (low) до повышающей (overdrive) передачи — в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки и оборотов двигателя.

Это —один из тех автомобилей, о которых принято говорить, что внутри они больше, чем снаружи

Преимущества вариатора перед гидромеханической трансмиссией — это плавное, бесступенчатое изменение передаточного числа и простота и компактность конструкции. Но недостатки — малый срок службы ремня и небольшой диапазон изменения передаточных чисел — обычно перевешивали, и от вариатора отказались и Volvo, и Fiat, и Ford. Может быть, Nissan «довел» вариатор до совершенства? Время покажет...

Теперь, когда смысл загадочных букв стал ясен, можно трогаться в путь.

разгон

Сначала — о литровой L-версии. Двигатель умеренно тяговит и «выдает» ровный и уверенный разгон — без подхватов и провалов. Передаточные числа «механики» подобраны очень удачно, да и сам процесс переключения передач доставляет одно удовольствие. Небольшие перемещения рычага КПП, малые усилия и отличная информативность. Никаких проблем! То же самое можно сказать о педалях газа и сцепления — все очень удобно. И мы с уверенностью говорим, что разгонная динамика вполне соответствует классу автомобиля.

А как едет Micra LX с вариатором? Сначала — трогание. Так как рычаг переключения передач здесь полностью аналогичен обычному «автомату» (нет только пониженных диапазонов), то действуем по стандартной схеме: переводим селектор из положения «Р» в «D», отпускаем тормоз, и... машина стоит на месте. И только при нажатии на газ наша Micra «ожила». Вот и первая особенность — Micra не нуждается в удерживании тормозом на ровной дороге при включенной передаче.-

Половинки ведущего шкива разведены, а ведомого — сдвинуты; при этом передаточное отношение максимально

При минимальном передаточном отношении (overdrive) половины ведущего шкива сжимаются, а ведомого — раздвигаются

Схема работы клиноременного вариатора

Нажав газ в пол, следим за разгоном. Сначала все как с обычным «автоматом» — двигатель взревел, и машина начала плавный разгон с нарастающим ускорением. Но дальше все както не так: скорость все выше и выше, а двигатель как взял одну ноту (оборотов максимальной мощности), так и держит ее вплоть до максимальной скорости. Очень похоже на водный мотоцикл (нас поймут те, кто уже успел погонять на этой щекочущей нервы штуке). Интересно и непривычно. Что касается удобства управления тягой, то здесь почти полная аналогия с гидромеханической трансмиссией с небольшим преимуществом вариатора, поскольку нет потерь времени на переключение передач.

С 1,3-литровым мотором Micra стала явно резвее, и даже «плавный» вариатор тому не помеха. Автомобильчик заметно прибавил прыти, особенно в зоне высоких скоростей — начиная со 100 км/ч.

Диапазонов для движения вперед два: обычный «D» и спортивный «Ds». При езде в умеренных режимах, когда дроссельная заслонка открыта лишь частично, переключение с «D» на «Ds» сопровождается увеличением оборотов двигателя, но автомобиль едет с той же скоростью — вариатор, изменив передаточное отношение, компенсирует этот скачок оборотов. Но при этом Micra как бы говорит: «Я готова для активной езды! Поехали!» И действительно, динамика разгона в спортивном режиме заметно лучше — и выигрыш в наборе до «сотни» составляет около секунды.

торможение

И тормозная динамика хороша! Немалую роль в этом играют шины — на L-версии это Continental Contact, а на LX — Michelin МХТ «скромной» размерности 155/70 R13.

Сев за руль малышки, приспосабливаться к особенностям торможения не нужно: Micra останавливается там, где надо, и притормаживает с тем замедлением, которое необходимо. Так что думать, с какой силой нужно нажать на педаль или как глубоко ее продавить, не приходится — настолько усилия и перемещения педали логичны и удобны. Отлично!

управляемость

Помимо разного темперамента, обе машинки отличаются и по управляемости. «Слабенькая» L-версия ведет себя на дороге соответственно «ранжиру» — в поворотах кренится, а если попробовать пройти вираж побыстрее, то «вываливается» наружу поворота. Что же, все верно — эта Micra создана не для «спортсменов», а для тех, кому важнее безопасность, и явная недостаточная поворачиваемость автомобильчика тому залогом.

А вот 1,3-литровая Micra обладает более «боевым», цельным и собранным характером — кренится в повороте меньше и лучше управляется, особенно в предельных режимах: здесь меньше снос передней оси и острее реакция на сброс газа, вплоть до возникновения заноса. Чем же вызвана такая разница в повелении? Оказывается, модификации с мотором посильнее снабжаются стабилизаторами поперечной устойчивости, а литровые версии их лишены — и переднего, и заднего.

 

В предельных режимах версия 1,3 (слева) нам понравилась больше, и объясняется это тем, что здесь, в отличие от автомобиля с литровым мотором, установлены стабилизаторы поперечной устойчивости

Общее у машин, пожалуй, одно — весьма умеренная острота рулевого управления. К нашем удивлению, «игрушечная» Micra оказалась... с гидроусилителем руля, но, увы, не с самым удачным алгоритмом — мешает нехватка реактивного действия при больших углах поворота баранки. Но при подруливаниях информативность привода вполне достаточна. А несколько вялые реакции оказались очень кстати при быстрой езде: вести маленький Nissan по загородным дорогам легко и приятно.

А как влияет на управляемость вариатор на LX-версии? Получилось нечто среднее между механической трансмиссией и «гидромеханикой»: с первой N-CVT объединяет быстрая реакция на сброс газа, что весьма приятно, а со второй — запаздывания реакций на открытия дроссельной заслонки. Но это, видимо, неизбежная плата за легкость и простату управления «автоматикой».

плавность хода

Конечно, подвеска малышек жестковата — передает на кузов удары от мелких неровностей, а на пологих волнах возникает небольшая раскачка. Но для своего класса Micra ведет себя на удивление пристойно, и мы даже сравнили на тех же дорогах ее плавность хода с флагманом модельного ряда Nissan — машиной Maxima QX, тест которой проводился одновременно. У нас осталось впечатление, что Micra позволяет уверенно ездить по нашим дорогам, не маясь «морской болезнью».

шумы и вибрации

И здесь Micra выступила достойно — машинка оказалась довольно тихой. Моторчики начинают «голосить» только на высоких оборотах, и особенно это заметно на автомобиле с вариатором, где двигатель «поет» на одной ноте, что вскоре начинает утомлять. Но если не «топить в пол», то уровень шума невелик.

Хороша и виброизоляция — руль, пелапи и рычаг КПП не «зудят», и лишь пластик обивки иногда потрескивает на колдобинах...

обзорность

Здесь проблем никаких — большая площадь остекления, неширокие стойки кузова и удобные зеркала помогут чувствовать себя «в своей тарелке» даже новичку. Все верно — проблемы с ощущением габаритов, так часто возникающие у дам, на этом вполне «женском» автомобиле должны исчезнуть.

Micra L имеет наружные зеркала, регулируемые по-старинке — нужно открыть окно и рукой двигать зеркало внутри кожуха. A Micra LX снабжена удобными электрорегулировками.

в итоге

Очень приятная малышка — и покладистая, и тихая, и вместительная, и вместе с тем довольно резвая. Словом, нрав у Nissan Micra пол стать назначению — быть любимицей прекрасного пола. Особенно интересна малышка с моторчиком посильнее и вариатором — ей и управлять легче, и ездить приятнее.

А о том, что каждая девушка мечтает о таком подарке, мы и не говорим...

Управляемость (1,3 LX)
Удобство управления тяговой динамикой (1,3 LX)
Комфорт переднего пассажира и водителя
Плавность хода

Характеристика гидроусилителя руля
Дискомфорт задних пассажиров
Шумностъ двигателя (1,3 LX)

По нашим сведениям, сейчас решается вопрос о возможности начала продаж автомобилей Nissan Micra через сеть официальных дилеров Nissan. Точные цены пока неизвестны, но в качестве ориентира приведем цены в Германии: Micra 1.0 L стоит, включая ннутренний 15-процентный налог, приблизительно DM 18000, а Micra 1,3 LX - DM21000.

О. РАСТЕГАЕВ

Nissan Micra Некоторые технические характеристики (данные производителя)

ДВИГАТЕЛЬ

L

1.3 LX I

Тип

бензиновый

Расположение

впереди,поперечно

Число цилиндров

4, вряд

Рабочий объем, куб. см

998

1275

Степень сжатия

9,5

9,5

Мощность, ЕСЕ, л. с./кВт/об/мин

55/40/6000

75/55/6000

Момент, ЕСЕ, Нм/об/мин

79/4000

103/4000

ТРАНСМИССИЯ

Тип

механическая

автоматическая

Привод

на передние

на передние

колеса

колеса

Передаточные числа

1

3,4118

2,5037 (low)

II

1,9585

III

1,3226

IV

1,0278

V

0,8500

0,4977

(overdrive)

R

3,3846

2,2800

Гл. пара

4,0500

5,2500

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тип

шестерня-рейка, с усилителем

Радиус поворота, м

4,6

4,6

ТОРМОЗА

Передние

дисковые

Задние

барабанные

КОЛЕСА

Шины

155/70 R13

ТЕМПЕРАМЕНТ

Максимальная скорость, км/ч

150

165

Разгон 0—100 км/ч, с

16,4

13,7

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Расход топлива, ЕСЕ, л/100 км

при 90 км/ч

4,8

5,2

при 120 км/ч

6.7

6,8

городской цикл

6,0

6.9

Объем топливного бака, л

42

42