Проверка тормозной системы


Пыль, образующаяся в результате износа накладок и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха и не вдыхайте ее! Не используйте для удаления пыли растворители на основе бензина.

Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колес или при появлении признаков неисправности в тормозной системе. Проверка уровня тормозной жидкости описана в разделе Проверка уровня жидкостей.

Признаки неполадок в тормозной системе

Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект тормозной системы:

  1. При выжимании педали тормоза во время движения автомобиль “уводит” в одну сторону;
  2. Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или визжащие звуки;
  3. Педаль тормоза имеет чрезмерный ход;
  4. Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе системы ABS);
  5. Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно заметные на внутренней стороне шины или колеса)

В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите тормозную систему.

Тормозные линии и шланги

В тормозной системе в основном используются металлические тормозные трубки, за исключением гибких армированных шлангов у колес. Регулярный осмотр всех этих линий очень важен.

  1. Припаркуйте автомобиль на ровной площадке.
  2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите колеса. Проверка вакуумных шлангов приведена в разделе Замена шлангов и трубок.
  3. Проверьте все тормозные линии и шланги на наличие трещин и потертостей в их наружном покрытии, а также утечек, вздутий и деформаций. Проверьте тормозные шланги в передней и задней частях автомобиля на наличие признаков размягчения, трещин, деформаций или износа в результате трения о другие детали. Проверьте все штуцерные соединения на наличие признаков утечек и удостоверьтесь в надежности всего крепежа тормозных линий.
  4. Согните руками в одну и другую стороны тормозной шланг, чтобы выявить повреждения. Скручивать шланги не следует.
  5. Поверните рулевое колесо вправо и влево до упора. Удостоверьтесь, что шланги при этом не задевают за элементы конструкции автомобиля.
  6. При обнаружении утечек жидкости из тормозных линий или их повреждений утечки следует немедленно устранить. За более подробным описанием процедуры ремонта тормозной системы обратитесь к Главе Тормозная система.

Проверка толщины тормозных колодок и дисков

  1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите соответствующее колесо.
Опыт показывает, что вследствие наличия грязи на краю дороги износ тормозных колодок правого колеса больше, чем левого. Поэтому для проверки имеет смысл снимать переднее правое колесо.

  1. Измерение толщины колодки переднего дискового тормоза производится через специальное контрольное окно в суппорте. Если толщина колодки составляет менее 2 мм, замените все колодки обоих тормозных механизмов передних колес.

Как правило, 1 мм износа фрикционной накладки тормозной колодки соответствует, как минимум, 1000 км пробега при неблагоприятных условиях эксплуатации. В обычных условиях накладки стираются намного медленнее.

  1. Для проверки толщины колодки заднего (барабанного) тормоза поддомкратьте автомобиль и осмотрите колодки изнутри диска. В сомнительных случаях измерьте толщину колодки при снятом тормозном барабане. Если она составляет менее 1.5 мм замените все колодки обоих тормозных механизмов задних колес.
  1. Проверьте суппорты тормозных механизмов на наличие утечек. При обнаружении утечек срочно отремонтируйте суппорт.
  2. Визуально проверьте тормозные диски и барабаны с внутренней и внешней стороны на наличие борозд, ржавчины и трещин. Дефектные компоненты замените.
  3. Измерьте толщину тормозных дисков в нескольких местах с помощью микрометра или специального штангенциркуля. Можно также измерить толщину тормозного диска обычным штангенциркулем, подложив с каждой его стороны подкладку известной величины (например, две монеты), а затем вычтя из измеренного значения толщину подкладок.
  4. Измерьте внутренний диаметр тормозных барабанов.
  5. Сравните минимальный из полученных в каждом случае результатов с требованиями Спецификаций. Если достигнута граница износа, замените обязательно оба тормозных диска или барабана. Тормозной диск/барабан также следует заменить и при больших трещинах или глубоких бороздах на рабочей поверхности.

Проверка и регулировка педалей тормоза и сцепления, а также рычага стояночного тормоза


  1. Измерьте величину свободного хода (A) и высоту (H1) отпущенной педали тормоза.
  1. Произведите аналогичные изменения для педали сцепления.
  2. Если измеренные величины не соответствуют требованиям, отрегулируйте педаль тормоза в соответствии с иллюстрацией. Для этого отверните контргайку, вверните или выверните датчик положения соответствующей педали и закрепите его контргайкой.
  3. Взведите стояночный тормоз, потянув за рычаг его привода с силой 196 Н. При этом должно слышаться 11-12 щелчков. В противном случае отрегулируйте стояночный тормоз, как описано ниже.

  1. Вставьте торцевой ключ в разрыв в рычаге стояночного тормоза и отверните гайку, чтобы полностью ослабить трос привода стояночного тормоза. Отпустите рычаг привода стояночного тормоза.
  1. Выжмите педаль рабочих тормозов 2-3 раза, чтобы выбрать зазор тормозных колодок.
  2. Вращая задние колеса, удостоверьтесь в плавности их хода.
  3. Потяните рычаг привода стояночного тормоза, чтобы была доступна регулировочная гайка, и путем ее вращения отрегулируйте стояночный тормоз.
После отдавания гайки повторное ее использование не допустимо.
  1. Взведя стояночный тормоз 3-4 раза с силой 196 Н, удостоверьтесь в правильности его регулировки. Затем при отпущенном стояночном тормозе удостоверьтесь в плавности хода задних колес.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

  1. При выключенном двигателе несколько раз выжмите педаль тормоза, – с каждым нажатием ее ход должен уменьшаться.
  2. При выжатой педали тормоза запустите двигатель, – педаль должна податься вниз.
  3. Удерживая педаль тормоза выжатой, заглушите двигатель. Если при удерживании педали в течение 30 секунд ее ход не изменится, вакуумный усилитель в порядке.
  4. Если одна из перечисленных выше проверок дала неудовлетворительный результат, отремонтируйте или замените вакуумный усилитель (смотрите главу Тормозная система).

Проверка герметичности контрольного клапана вакуумного усилителя


  1. Проверка производится путем подключения ручного вакуумного насоса к разным сторонам контрольного клапана и создания в нем разрежения.
  1. При подсоединении насоса со стороны вакуумного усилителя (1) и создании разрежения 66.7 кПа, оно может снижаться на 1.3 кПа за 15 секунд.
  2. При подсоединении насоса со стороны двигателя (2) разрежение возникать не должно.