Двигатель
Рассматриваемые автомобили комплектуются 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 1.0, 1.2 или 1.4 л. Двигатели имеют конструкцию DOHC (с расположенными в верхней части двумя распределительными валами и с двумя клапанами на цилиндр).
Но поршне находятся 2 компрессионных и одно маслосъемное кольцо.
Коленчатый вал расположен в пяти коренных подшипниках.
Головка цилиндров закреплена на блоке болтами.
Два распределительных вала размещены в головке цилиндров и приводят клапаны через коромысла, закрепленные на толкателях с гидрокомпенсаторами клапанных зазоров. Коромысла передают движение на клапаны через ролики с игольчатыми подшипниками. Привод распределительных валов осуществляется от коленчатого вала через цепь.
Масляный насос находится в передней крышке блока цилиндров и приводится напрямую от коленчатого вала.
Компоненты и схема системы смазки двигателя
Подготовительные операции
Перед проведением каких-либо процедур обслуживания двигателя произведите чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением специального растворителя. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.
В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам (смотрите главу Кузов). Во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикрывайте крылья автомобиля специальными чехлами или старыми одеялами.
Чрезмерный расход двигательного масла можно считать сигналом о необходимости проведения проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери масла не связаны с развитием его внешних утечек. Проверьте компрессию в цилиндрах (смотрите главу Компрессия двигателя), чтобы определить общее состояние двигателя.
Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шум клапанного механизма и повышенный расход топлива обычно являются достаточно характерными признаками необходимости выполнения капитального ремонта двигателя, в особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение полного спектра настроек не поможет в устранении проблем, единственным выходом из положения будет проведение общих механических работ по восстановлению двигателя.
Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех его рабочих параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В ходе капитального ремонта в обязательном порядке производится замена поршневых колец и реставрация зеркал цилиндров (проточка и/или хонингование). Обычно выполняется замена коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, в случае необходимости может быть произведена проточка и восстановление его шеек. В обязательном порядке выполняется обслуживание клапанов, состояние которых на момент возникновения необходимости в выполнении капитального ремонта двигателя почти наверняка оставляет желать лучшего. Параллельно с проведением общего ремонта силового агрегата обычно производится также восстановительный ремонт стартера и генератора.
Такие критичные компоненты системы охлаждения, как шланги, приводные ремни и термостат при проведении капитального ремонта двигателя должны в обязательном порядке заменяться новыми. Кроме того, следует внимательно проверить состояние радиатора (см. Главы Обслуживание и Охлаждение, вентиляция, кондиционирование). В случае выявления признаков развития утечек или нарушения проходимости радиатор следует заменить. Не забудьте также проверить состояние масляного насоса. |
Капитальный ремонт двигателя не требует от исполнителя высокой профессиональной подготовки, однако отнимает достаточно много времени. Следует спланировать отказ от пользования автомобилем на срок не менее двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ.
Большая часть работ может быть выполнена с применением обычного набора слесарного инструмента, однако некоторые из проверок по определению пригодности отдельных компонентов к дальнейшему использованию требуют применения прецизионного измерительного оборудования. В сомнительных ситуациях обращайтесь за помощью к специалистам СТО.
Не забывайте, что решающим фактором в вопросе о целесообразности выполнения капитального ремонта двигателя является состояние блока его цилиндров. Часто дешевле и надежнее оказывается заменить изношенный двигатель восстановленным. |
В заключение можно заметить, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при небрежном отношении к требованию соблюдения чистоты при сборке агрегата.
Спецификации
Общие сведения и технические данные
Обозначения двигателей, их максимальная мощность | |
|
1.0 л, 65 л.с. @ 5600 об/мин |
|
1.2 л, 65 л.с. @ 5200 об/мин |
|
1.2 л, 80 л.с. @ 5200 об/мин |
|
1.4 л, 88 л.с. @ 5200 об/мин |
Тип двигателей | Бензиновые, рядные, 4-цилиндровые, DOHC, без турбонаддува |
Объем цилиндров, см3 | |
|
977 |
|
1240 |
|
1386 |
Диаметр цилиндра // ход поршня, мм | |
|
71.0 // 63.0 |
|
71.0 // 78.3 |
|
73.0 // 82.8 |
Обороты холостого хода (модели с МКПП//АТ), об/мин | 650 // 700 |
Угол опережения зажигания на холостом ходу (по углу поворота коленчатого вала, град. до ВМТ) | 5 ± 5 |
Степень сжатия | |
|
10.2:1 |
|
9.9:1 |
Компрессионное давление двигателей CR10DE // CR12DE и CR14DE, атм | |
|
14.32 // 13.83 |
|
12.36 // 11.87 |
Разность компрессионных давлений в разных цилиндрах, атм | 0.98 |
Давление двигательного масла, кПа | |
|
44.1 |
|
265 |
|
373 |
Осевой зазор между корпусом масляного насоса и наружным или внутренним ротором, мм | 0.025 ÷ 0.075 |
Зазор между внутренним ротором масляного насоса и луженой частью корпуса, мм | 0.045 ÷ 0.095 |
Последовательность зажигания | 1-3-4-2 |
Предельная неплоскостность сопрягаемых поверхностей впускного трубопровода и выпускного коллектора, мм | 0.3 |
Предельная неплоскостность блока и головки цилиндров, мм | 0.1 |
Высота головки цилиндров, мм | 121.2 |
Регулировочные данные
Давление проверки системы охлаждения, атм | 1.57 |
Давление, удерживаемое крышкой радиатора системы охлаждения, атм | |
|
0.78 ÷ 0.98 |
|
0.59 |
Тип свечей зажигания | |
|
NGK LFR5AP-11 или Champion REC10PYC4 |
|
NGK LFR4AP-11 |
|
NGK LFR6AP-11 |
Межэлектродный зазор, мм | 1.1 |
Фазы ГРМ (без учета динамической корректировке)
a |
b |
c |
d |
e |
f |
|
CR10DE |
208 |
208 |
-17 |
45 |
4 |
24 |
CR12DE, CR14DE |
216 |
224 |
-11 |
55 |
4 |
32 |
Контрольные размеры клапана
Диаметр (D) головки впускного // выпускного клапана, мм | (27.5 // 22.5) ± 0.1 |
Длина (L) впускного // выпускного клапана, мм | 97.85 // 97.92 |
Диаметр (d) стержня впускного // выпускного клапана, мм | 5.465 ÷ 5.480 // 5.445 ÷ 5.460 |
Угол фаски седел клапанов, град | 45 |
Толщина (T) пояска клапана, мм | 1.05 ÷ 1.35 |
Клапанные зазоры впускных // выпускных клапанов, мм | |
|
0.314 ÷ 0.426 // 0.338 ÷ 0.462 |
|
0.29 ÷ 0.37 // 0.32 ÷ 0.40 |
Длина клапанной пружины без нагрузки, мм | 53.3 |
Напряжение (Н) клапанной пружины при длине (мм) | |
|
149 ÷ 165 при 32.82 |
|
149 ÷ 165 при 32.82 |
Допустимое отклонение клапанной пружины от прямого угла на ее длине, мм | не более 1.6 |
Наружный диаметр толкателя клапана, мм | 29.960 ÷ 29.975 |
Внутренний диаметр проточки под толкатель клапана, мм | 30.000 ÷ 30.021 |
Люфт толкателя клапана в посадочном гнезде, мм | 0.025 ÷ 0.061 |
Толщины доступных толкателей клапанов*, мм | 3.00 ÷ 3.68 с шагом 0.02 |
Радиальное биение распределительного вала (на уровне шейки №3), мм | 0.04 |
Осевое биение распределительного вала, мм | 0.070 ÷ 0.143 |
Высота кулачков (A) впускного // выпускного распределительного вала, мм | |
|
39.155 ÷ 39.345 // 39.155 ÷ 39.345 |
|
40.359 ÷ 40.549 // 39.743 ÷ 39.933 |
Диаметр шеек распределительных валов, мм | |
|
27.935 ÷ 27.955 |
|
23.450 ÷ 23.470 |
Внутренний диаметр подшипников распределительных валов, мм | |
|
28.000 ÷ 28.021 |
|
23.500 ÷ 23.525 |
Люфт шейки распределительного вала в подшипнике, мм | |
|
0.045 ÷ 0.086 |
|
0.030 ÷ 0.071 |
Высота блока цилиндров, мм | 189 |
Внутренний диаметр поршня двигателей 1.0 и 1.2 л // 1.4 л, мм | |
|
71.00 ÷ 71.01 // 73.00 ÷ 73.01 |
|
71.01 ÷ 71.02 // 73.01 ÷ 73.02 |
|
71.02 ÷ 71.03 // 73.02 ÷ 73.03 |
Разность между внутренними диаметрами разных цилиндров, мм | |
|
0.05 |
|
0.2 |
Предельная овальность цилиндра (X-Y), мм | 0.015 |
Предельная конусность цилиндра (A-C), мм | 0.01 |
Внутренний диаметр постели коренного подшипника коленчатого вала, мм | |
Стандартный | 49.000 ÷ 49.004 |
|
49.004 ÷ 49.008 |
|
49.008 ÷ 49.012 |
|
49.016 ÷ 49.016 |
Диаметр (A) юбки поршня двигателей 1.0 и 1.2 л // 1.4 л, мм | |
|
70.98 ÷ 70.99 // 72.98 ÷ 72.99 |
|
70.99 ÷ 71.00 // 72.99 ÷ 73.00 |
|
71.00 ÷ 71.01 // 73.00 ÷ 73.01 |
|
71.18 ÷ 71.21 // 73.18 ÷ 73.21 |
Высота (H) поршня, мм | |
|
37.3 |
|
34.3 |
|
32.3 |
Внутренний диаметр под поршневой палец, мм | 18.008 ÷ 18.012 |
Люфт поршня в цилиндре, мм | 0.01 ÷ 0.03 |
Стандартный // предельный люфт поршневого кольца в канавке, мм | |
|
0.04 ÷ 0.08 // 0.11 |
|
0.025 ÷ 0.070 // 0.1 |
|
0.03 ÷ 0.14 // – |
Стандартный // предельный разрыв в замке поршневого кольца, мм | |
|
0.18 ÷ 0.33 // 0.57 |
|
0.50 ÷ 0.65 // 0.85 |
|
0.20 ÷ 0.70 // 0.96 |
Наружный диаметр поршневого пальца, мм | 17.996 ÷ 18.000 |
Люфт между поршневым пальцем и поршнем // шатуном, мм | 0.08 ÷ 0.016 // -0.018 ÷ -0.038 |
Расстояние между центрами шатуна, мм | |
|
120.70 ÷ 120.80 |
|
129.45 ÷ 129.55 |
Предельное искривление // скручивание шатуна на 100 мм длины, мм | 0.15 // 0.30 |
Внутренний диаметр втулки, установленной в верхнюю головку шатуна, мм | 17.962 ÷ 17.978 |
Внутренний диаметр нижней головки шатуна, мм | 43.000 ÷ 43.013 |
Стандартный // предельный боковой люфт шатуна, мм | 0.05 ÷ 0.42 // 0.5 |
Диаметр (Dm) коренных шеек коленчатого вала, мм | |
|
44.966 ÷ 44.970 |
|
44.962 ÷ 44.966 |
|
44.958 ÷ 44.962 |
|
44.954 ÷ 44.958 |
Диаметр (Dp) шатунных шеек коленчатого вала, мм | 39.961 ÷ 39.974 |
Предельная овальность (X-Y) и конусность (A-B) шеек коленчатого вала, мм | 0.005 |
Радиальное биение коленчатого вала, мм | 0.05 |
Стандартное // предельное осевое биение коленчатого вала, мм | 0.06 ÷ 0.26 // 0.3 |
Толщина (мм) // цветовая маркировка коренных подшипников коленчатого вала | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.123 ÷ 2.131 |
Стандартный // предельный люфт коренных подшипников, мм | 0.018 ÷ 0.034 // 0.05 |
Толщина (мм) стандартных // ремонтных (0.25) шатунных подшипников коленчатого вала | 1.104 ÷ 1.508 // 1.627 ÷ 1.635 |
Стандартный // предельный люфт шатунных подшипников, мм | 0.010 ÷ 0.044 // 0.064 |
Предельное радиальное биение маховика, мм | 0.15 |
Предельное радиальное биение впускного // выпускного распределительного вала, мм | 0.20 // 0.15 |
* — Метка на толкателе соответствует десятичной части величины его толщины
Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м
Расположение крепежа и усилия его затягивания указаны также на сопр. иллюстрациях к тексту разделов. |
Контргайки промежуточных шкивов | 24.5 ÷ 31.4 |
Кронштейн промежуточного шкива ремня генератора и компрессора кондиционера | 16.6 ÷ 23.5 |
Датчик MAP | 1.2 ÷ 1.7 |
Стяжной крепеж верхней и нижней секций корпуса воздухоочистителя | |
|
1.9 ÷ 2.2 |
|
3.8 ÷ 4.4 |
Сборка корпуса воздухоочистителя | 5.4 ÷ 7.3 |
Активатор дроссельной заслонки | 7.2 ÷ 9.6 |
Э/м клапан управления прокачкой адсорбера EVAP | 4.3 ÷ 5.8 |
Впускной трубопровод | 6.9 ÷ 9.4 |
Опорный кронштейн впускного трубопровода | |
|
6.9 ÷ 9.4 |
|
8.4 ÷ 10.8 |
Сборка инжекторов и топливной распределительной магистрали | |
|
11.8 ÷ 13.8 |
|
20.8 ÷ 28.2 |
Хомут топливной подающей трубки | 1.0 ÷ 1.5 |
Выпускной коллектор | 25.5 ÷ 29.4 |
Крышка выпускного коллектора | 6.3 ÷ 8.3 |
Докаталитический лямбда-зонд | 40 ÷ 50 |
Держатель электропроводки лямбда-зонда | 6.9 ÷ 9.5 |
Каталитический преобразователь | 29.4 ÷ 34.3 |
Опора каталитического преобразователя | 33.3 ÷ 46.1 |
Крышка каталитического преобразователя | 6.3 ÷ 8.3 |
Катушка зажигания | 3.8 ÷ 4.4 |
Свеча зажигания | 19.6 ÷ 29.4 |
Крышка головки цилиндров | |
|
8.8 ÷ 10.8 |
|
6.9 ÷ 10.8 |
Э/м клапан регулировки фаз впускных клапанов | 6.3 ÷ 8.3 |
Держатель электропроводки на крышке головки цилиндров | 6.3 ÷ 8.3 |
Нижняя и верхняя секции поддона картера | 6.9 ÷ 9.5 |
Сливная пробка поддона картера | 29.4 ÷ 39.2 |
Соединительный болт верхней секции поддона картера и трансмиссии | 16.6 ÷ 23.5 |
Маслозаборник | 6.3 ÷ 8.3 |
Передняя крышка головки цилиндров | 6.9 ÷ 9.5 |
Натяжитель цепи ГРМ | 6.9 ÷ 9.5 |
Датчик CMP | 7.1 ÷ 10.8 |
Звездочки распределительных валов | 78.4 ÷ 88.2 |
Верхние опоры распределительных валов | |
|
2.0 |
|
5.9 |
|
9.0 ÷ 11.8 |
Рычаг натяжителя цепи ГРМ | 12.7 ÷ 18.6 |
Направляющая цепи ГРМ | 16.6 ÷ 23.5 |
Шкив коленчатого вала | 132.4 ÷ 152.0 |
Передняя крышка блока цилиндров | 6.3 ÷ 8.3 |
Болты крепления головки цилиндров | |
|
61.7 ÷ 71.7 |
|
отпустить |
|
22.5 ÷ 32.5 |
|
дотянуть на угол 90 ÷ 95 град. |
Вспомогательный болт головки цилиндров | 9.0 ÷ 11.8 |
Подъемная проушина блока цилиндров | 16.6 ÷ 23.5 |
Подушка левой опоры двигателя | 95 ÷ 115 |
Кронштейн левой опоры двигателя | |
|
43 ÷ 54 |
|
60 ÷ 70 |
Стойка правой опоры двигателя | 40 ÷ 50 |
Подушка правой опоры двигателя | 60 ÷ 70 |
Кронштейны правой опоры двигателя | 40 ÷ 50 |
Кронштейны задней опоры двигателя | |
|
64 ÷ 74 |
|
75 ÷ 85 |
Задний маятниковый рычаг двигателя | 75 ÷ 85 |
Соединительная гайка между подушкой и кронштейном (со стороны трансмиссии) левой опоры двигателя | 60 ÷ 70 |
Соединительный болт между подушкой и верхним кронштейном правой опоры двигателя | 90 ÷ 100 |
Крышки коренных подшипников коленчатого вала | |
|
24.5 ÷ 30.3 |
|
дотянуть на угол 95 ÷ 100 |
Крышки шатунных подшипников коленчатого вала | |
|
13.7 ÷ 15.7 |
|
дотянуть на угол 45 ÷ 50 |
Корпус заднего сальника коленчатого вала | 6.9 ÷ 9.5 |
Маховик | 83.4 ÷ 93.2 |
Приводной диск | 93.2 ÷ 103 |
Датчик детонации | 15.7 ÷ 20.6 |
Датчик CKP | 7.1 ÷ 10.8 |
Датчик давления двигательного масла | 18.7 ÷ 20.5 |
Масляный фильтр | 11 — 14 |
Крышка масляного насоса | 6.3 ÷ 8.3 |
Примечение
Приступая к любой работе над двигателем, нужно обязательно закрыть крылья автомобиля защитными чехлами. Но чехлы постоянно сползают, поэтому они зачастую больше мешают, чем защищают. Для фиксации чехлов по краям крыльев большинства автомобилей очень удобны зажимы для документов, которые можно купить практически в любом магазине канцтоваров (рис. 8.1). Чехол, прижатый таким зажимом по краю крыла, будет надежно держаться на нем и никогда не сползет. Это способ подходит как для тканевых, так и для виниловых чехлов.
Рис. 8.1. Необходимо обязательно закрывать крылья автомобиля чехлами, чтобы защитить красочное покрытие автомобиля. Чтобы чехлы не сползали, для их фиксации по краям крыльев удобно использовать зажимы для документов, которые можно купить в магазине канцтоваров