Система охлаждения двигателя


Схема системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя работает по следующему алгоритму. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость (ОЖ) прокачивается постоянно работающим водяным насосом только в головке и блоке цилиндров, а также в теплообменнике отопителя салона. При повышении температуры ОЖ до определенного уровня термостат открывает большой контур охлаждения и ОЖ циркулирует дополнительно через радиатор, охлаждаясь проходящим через него воздухом. При достижении температуры ОЖ еще более высокого значения включается электрический вентилятор системы охлаждения, который создает дополнительный воздушный поток через ребра радиатора для более интенсивного отвода тепла от него. Водяной насос приводится ремнем от коленчатого вала.

Перед работой в двигательном отсеке, особенно в области вентилятора радиатора, обязательно отсоединяйте отрицательный провод от аккумуляторной батареи и разъем электропроводки вентилятора, т.к. он может включиться из-за эффекта теплопроводности даже при выключенном зажигании.

Не открывайте крышку расширительного бачка ОЖ или радиатора до полного остывания двигателя во избежание ожога горячей жидкостью или ее паром.

При необходимости открыть крышку расширительного бачка при горячем двигателе обмотайте ее ветошью. Снимайте крышку медленно, постепенно снижая давление пара.

Описание проверки и корректировки уровня ОЖ, замены ОЖ, а также некоторых проверок системы охлаждения приведены в Разделах Проверка уровня жидкостей, Замена шлангов и трубок и Замена охлаждающей жидкости.

Спецификации

Тип и объем ОЖ см. Применяемые жидкости
Температура открывания термостата, град 86.5 ÷ 89.5
Ход клапана термостата при 101 град, мм не менее 8
Температура закрывания термостата, град 83
Давление проверки системы охлаждения, атм 1.57
Давление, удерживаемое крышкой радиатора системы охлаждения, атм
  • Стандартное
0.78 ÷ 0.98
  • Предельное допустимое
0.59

Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м

Расширительный бачок (модели с МКПП и К/В) 3.8 ÷ 4.5
электромотор вентилятора системы охлаждения 3.0 ÷ 4.0
Центральный винт крепления крыльчатки вентилятора системы охлаждения 1.7 ÷ 2.3
Водяной насос 10.0 ÷ 13.7
Шкив водяного насоса 6.9 ÷ 9.5
Всасывающая трубка 16.6 ÷ 23.5
Водосток 6.3 ÷ 8.3
Трубка отопителя 29.4 ÷ 39.2
Датчик ECT 20 ÷ 27

Неисправности системы охлаждения

Перегрев

  • Упал уровень охлаждающей жидкости.
  • Изношен или поврежден ремень привода водяного насоса или нарушена регулировка его натяжения.
  • Заблокированы внутренние каналы радиатора или загрязнена (перекрыта) решетка радиатора.
  • Неисправен термостат.
  • Сломаны или треснуты лопасти крыльчатки вентилятора.
  • Неисправен датчик-выключатель (Д/В) вентилятора.
  • Неисправен указатель температуры охлаждающей жидкости (ОЖ).
  • Неисправен водяной насос.
  • Не держит давление крышка радиатора, - произведите проверку крышки под давлением.

Переохлаждение

  • Неисправен термостат.
  • Неточны показания измерителя температуры ОЖ.

Внешние утечки охлаждающей жидкости

  • Повреждены или разрушены в результате старения материала шланги или ослабло крепление их на штуцерах.
  • Испорчены сальники водяного насоса, - охлаждающая жидкость сочится через контрольное отверстие в корпусе насоса.
  • Имеют место утечки из внутренних каналов радиатора или резервуара.
  • Имеют место утечки через сливную пробку двигателя или выжимные пробки водяных галерей.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости

Внутренние утечки ОЖ обычно выявляются путем проверки состояния двигательного масла. Осмотрите лезвие измерительного щупа и внутренние поверхности крышки (крышек) цилиндров на наличие следов воды и пенообразования масла.
  • Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров, – проверьте систему охлаждения давлением.
  • Имеются трещины на стенках цилиндров или в литье головки.

Происходят потери охлаждающей жидкости

  • В систему заправлено чрезмерное количество ОЖ.
  • ОЖ выкипает в результате перегрева двигателя.
  • Имеют место внутренние или внешние утечки ОЖ.
  • Неисправна крышка радиатора, - проверьте крышку давлением.

Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости

  • Не функционирует должным образом водяной насос. Проще всего удостовериться в функционировании насоса, пережав верхний шланг радиатора при работающем на холостых оборотах двигателе. Если при отпускании шланга ощущается толчок жидкости внутри него, насос функционирует исправно.
  • Нарушена проходимость системы охлаждения - промойте ее и заправьте свежей жидкостью. При необходимости снимите радиатор и проведите его обратнопоточную промывку.
  • Изношен или поврежден приводной ремень водяного насоса или нарушена регулировка его натяжения.
  • Заклинен термостат.