Система отопления, вентиляции и кондиционирования


Описание системы

Описание управления системой вентиляции с отопителем и кондиционером приведено в Главе Эксплуатация.

Охлаждающая жидкость, нагреваемая в двигателе, пропускается через теплообменник, отдавая тепло проходящему через него воздуху. Подача воздуха в салон регулируется заслонками. Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон более интенсивно. Скорость вентилятора можно регулировать. При закрытой заслонке ОЖ поступает по малому контуру назад в контур радиатора двигателя.

Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через фильтр, в котором оседает основная доля пыли. Следует соблюдать периодичность замены фильтра, т.к. заблокированный пылью фильтр ограничивает подачу воздуха, что приведет к застаиванию воздуха внутри салона.

Распределение потоков воздуха системы вентиляции осуществляется также с помощью заслонок. На всех моделях предусмотрен режим циркуляции воздуха.

Система кондиционирования воздуха (К/В) устанавливается в качестве дополнительного оборудования.

Работы с системой кондиционирования должны выполняться в специализированной мастерской. Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.

С помощью системы кондиционирования температуру воздуха в салоне можно понижать относительно внешней температуры. Кроме того при работе системы кондиционирования уменьшается влажность воздуха в салоне.

В системе циркулирует хладагент R134а, который в зависимости от температуры и давления, может находиться в жидком или газообразном состоянии. Схематичное описание потоков хладагента приведено на рисунке ниже.

Функциональная схема системы кондиционирования

1 — Вентилятор
2 — Испаритель
3 — Расширительный клапан
4 — Осушитель
5 — Вентилятор конденсатора
6 — Конденсатор
7 — Компрессор
a — Наружный воздух
b — Нагретый воздух

c — Теплый наружный воздух
d — Охлажденный наружный воздух
A — Контур высокого давления, газообразный хладагент
B — Контур высокого давления, жидкий хладагент
C — Контур низкого давления, жидкий хладагент
D — Контур низкого давления, газообразный хладагент

Компрессор кондиционера приводится ремнем от коленчатого вала двигателя и создает давление в контуре хладагента, представляющего собой газ. При этом хладагент нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается наружным воздухом. Вследствие этого разогретый хладагент переходит в жидкую фазу. Затем под высоким давлением хладагент пропускается через расширительный клапан, в результате чего давление хладагента падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается и поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.

Для подержания нормального давления в системе кондиционирования предназначен датчик давления хладагента, который отключает компрессор, если давление превышает 27.9 атм или становится ниже 1.4 атм.

Расположение компонентов системы кондиционирования

Дополнительная информация о системе кондиционирования указана на шильде, закрепленной на капоте.

Для смазки компонентов системы кондиционирования применяется компрессорное масло, которое циркулирует в системе вместе с хладагентом. После замены какого-либо компонента системы кондиционирования, а также при обнаружении утечки в систему следует добавить масло (смотрите главу Уровень хладагента).

Некоторые из рассматриваемых автомобилей могут комплектоваться автоматической системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Описание этой системы приведено в Главе Эксплуатация.

Спецификации

Хладагент системы кондиционирования HFC-134A (R-134a)
Количество хладагента, г 450 ÷ 500
Компрессорное масло кондиционера Nissan A/C System Oil Type R или эквивалентное
Тип компрессора кондиционера Zexel Valeo Climate Control KC59G, роторный

Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м

Трубка отопителя 29.4 ÷ 39.2
Датчик ECT 20 ÷ 27
Болт крепления блока кондиционера 6 ÷ 7.7
Крепеж (гайка и болт) рулевого механизма 11 ÷ 13
Болты крепления шлангов низкого давления и трубок высокого давления 2.9 ÷ 5.9
Гайки крепления гибких шлангов к компрессору кондиционера 7.8 ÷ 19.6
Болт крепления гибкого шланга высокого давления к конденсатору 7.8 ÷ 19.6
Болт крепления трубки высокого давления к конденсатору 2.9 ÷ 5.9
Болты крепления компрессора кондиционера 16.6 ÷ 23.5
Датчик давления хладагента 9.8 ÷ 11.7
Болты крепления нижней опорной балки радиатора 43.4 ÷ 58.7
Верхние болты крепления ресивера-осушителя 2.9 ÷ 3.8

Неисправности отопителя

Вентилятор отопителя не работает

  • Неисправен предохранитель электромотора вентилятора.
  • Неисправен выключатель вентилятора, - проверьте, подается ли напряжение к предрезисторам, снимите и проверьте выключатель вентилятора.
  • Неисправен электромотор вентилятора. Проверьте, подается ли на него напряжение при включенном зажигании и замкнутом выключателе вентилятора, - если напряжение подается, замените мотор.

Вентилятор отопителя не работает на одной из ступеней

  • Неисправен предрезистор.

Отопитель не выключается регулятором

  • Неисправен выключатель.
  • Тросы регулировочной смесительной заслонки повреждены или плохо подвижны.

Слишком низкая мощность отопления

  • Недостаточен уровень охлаждающей жидкости.
  • Рукоятки управления отопителя имеют тяжелый ход, - проверьте сборку управления, при необходимости замените соответствующий приводной трос.

Шум в области вентилятора отопителя

  • Попала грязь, листья, - снимите вентилятор и прочистите его, очистите воздушный канал.
  • Нарушена балансировка крыльчатки, поврежден подшипник.

Меры безопасности при обслуживании системы кондиционирования

Обслуживание системы кондиционирования следует поручить исключительно подготовленному техническому персоналу, обученному безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а также ознакомленному с приемами сбора и хранения автомобильного хладагента.

  • Не допускайте контакта хладагента с кожей;
  • При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки;
  • При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут и обратитесь за квалифицированной медицинской помощью. Самолечение не допускается;
  • Хладагент хранится в баллонах под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50 град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
  • Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднению дыхания;
  • Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
  • При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой кондиционирования;
  • При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования не подвергайте ее воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
  • Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.