Система отопления, вентиляции и кондиционирования
Описание системы
Описание управления системой вентиляции с отопителем и кондиционером приведено в Главе Эксплуатация.
Охлаждающая жидкость, нагреваемая в двигателе, пропускается через теплообменник, отдавая тепло проходящему через него воздуху. Подача воздуха в салон регулируется заслонками. Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон более интенсивно. Скорость вентилятора можно регулировать. При закрытой заслонке ОЖ поступает по малому контуру назад в контур радиатора двигателя.
Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через фильтр, в котором оседает основная доля пыли. Следует соблюдать периодичность замены фильтра, т.к. заблокированный пылью фильтр ограничивает подачу воздуха, что приведет к застаиванию воздуха внутри салона.
Распределение потоков воздуха системы вентиляции осуществляется также с помощью заслонок. На всех моделях предусмотрен режим циркуляции воздуха.
Система кондиционирования воздуха (К/В) устанавливается в качестве дополнительного оборудования.
Работы с системой кондиционирования должны выполняться в специализированной мастерской. Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.
С помощью системы кондиционирования температуру воздуха в салоне можно понижать относительно внешней температуры. Кроме того при работе системы кондиционирования уменьшается влажность воздуха в салоне.
В системе циркулирует хладагент R134а, который в зависимости от температуры и давления, может находиться в жидком или газообразном состоянии. Схематичное описание потоков хладагента приведено на рисунке ниже.
Функциональная схема системы кондиционирования
Компрессор кондиционера приводится ремнем от коленчатого вала двигателя и создает давление в контуре хладагента, представляющего собой газ. При этом хладагент нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается наружным воздухом. Вследствие этого разогретый хладагент переходит в жидкую фазу. Затем под высоким давлением хладагент пропускается через расширительный клапан, в результате чего давление хладагента падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается и поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
Для подержания нормального давления в системе кондиционирования предназначен датчик давления хладагента, который отключает компрессор, если давление превышает 27.9 атм или становится ниже 1.4 атм.
Расположение компонентов системы кондиционирования
Дополнительная информация о системе кондиционирования указана на шильде, закрепленной на капоте. |
Для смазки компонентов системы кондиционирования применяется компрессорное масло, которое циркулирует в системе вместе с хладагентом. После замены какого-либо компонента системы кондиционирования, а также при обнаружении утечки в систему следует добавить масло (смотрите главу Уровень хладагента).
Некоторые из рассматриваемых автомобилей могут комплектоваться автоматической системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Описание этой системы приведено в Главе Эксплуатация.
Спецификации
Хладагент системы кондиционирования | HFC-134A (R-134a) |
Количество хладагента, г | 450 ÷ 500 |
Компрессорное масло кондиционера | Nissan A/C System Oil Type R или эквивалентное |
Тип компрессора кондиционера | Zexel Valeo Climate Control KC59G, роторный |
Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м
Трубка отопителя | 29.4 ÷ 39.2 |
Датчик ECT | 20 ÷ 27 |
Болт крепления блока кондиционера | 6 ÷ 7.7 |
Крепеж (гайка и болт) рулевого механизма | 11 ÷ 13 |
Болты крепления шлангов низкого давления и трубок высокого давления | 2.9 ÷ 5.9 |
Гайки крепления гибких шлангов к компрессору кондиционера | 7.8 ÷ 19.6 |
Болт крепления гибкого шланга высокого давления к конденсатору | 7.8 ÷ 19.6 |
Болт крепления трубки высокого давления к конденсатору | 2.9 ÷ 5.9 |
Болты крепления компрессора кондиционера | 16.6 ÷ 23.5 |
Датчик давления хладагента | 9.8 ÷ 11.7 |
Болты крепления нижней опорной балки радиатора | 43.4 ÷ 58.7 |
Верхние болты крепления ресивера-осушителя | 2.9 ÷ 3.8 |
Неисправности отопителя
Вентилятор отопителя не работает
- Неисправен предохранитель электромотора вентилятора.
- Неисправен выключатель вентилятора, - проверьте, подается ли напряжение к предрезисторам, снимите и проверьте выключатель вентилятора.
- Неисправен электромотор вентилятора. Проверьте, подается ли на него напряжение при включенном зажигании и замкнутом выключателе вентилятора, - если напряжение подается, замените мотор.
Вентилятор отопителя не работает на одной из ступеней
- Неисправен предрезистор.
Отопитель не выключается регулятором
- Неисправен выключатель.
- Тросы регулировочной смесительной заслонки повреждены или плохо подвижны.
Слишком низкая мощность отопления
- Недостаточен уровень охлаждающей жидкости.
- Рукоятки управления отопителя имеют тяжелый ход, - проверьте сборку управления, при необходимости замените соответствующий приводной трос.
Шум в области вентилятора отопителя
- Попала грязь, листья, - снимите вентилятор и прочистите его, очистите воздушный канал.
- Нарушена балансировка крыльчатки, поврежден подшипник.
Меры безопасности при обслуживании системы кондиционирования
Обслуживание системы кондиционирования следует поручить исключительно подготовленному техническому персоналу, обученному безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а также ознакомленному с приемами сбора и хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте контакта хладагента с кожей;
- При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки;
- При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут и обратитесь за квалифицированной медицинской помощью. Самолечение не допускается;
- Хладагент хранится в баллонах под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50 град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднению дыхания;
- Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
- При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой кондиционирования;
- При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования не подвергайте ее воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
- Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.