Стартер


Характеристики утанавливаемых стартеров на Nissan Micra

Тип стартера
  • Двигатели 1.2 и 1.4 л
Mitsubishi M0T84581, с редукционной передачей
  • Все двигатели
Bosch 0 001 116 009, редукционной передачи
Напряжение (В) // ток (А, не более) // обороты (об/мин, не менее) стартера без нагрузки
  • Mitsubishi
11.0 // 90 // 2800
  • Bosch
11.5 // 48 // 5800
Минимальный диаметр коллектора стартера Bosch, мм 33.5
Минимальная длина щеток стартера Bosch, мм 3.5
Зазор между обоймой подшипника и валом якоря стартера Mitsubishi, мм не более 0.2
Зазор между передним краем обгонной муфты и ее ограничительным кольцом, мм
  • Стартер Mitsubishi
0.3 ÷ 2.5
  • Стартер Bosch
0.0 ÷ 3.9

Общая информация

Единственной задачей системы запуска двигателя является обеспечение вращения двигателя со скоростью, достаточной для его запуска.

Система запуска состоит из стартера, аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, тягового реле и соединительной электропроводки.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и установленным снаружи электромагнитным тяговым реле. Стартер состоит из корпуса или статора с обмотками возбуждения, якоря с обгонной муфтой, крышки со щеткодержателями и тягового реле.

При включении стартера через обмотку тягового реле начинает протекать ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается и контакты замыкаются. Одновременно якорь реле через приводной рычаг обеспечивает выдвижение шестерни с обгонной муфтой, при этом ступица муфты поворачивается на винтовых шлицах вала якоря стартера и поворачивает также и шестерню, что облегчает ввод последней в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые контакты тягового реле проходит ток, питающий обмотки статора и якоря и якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.

После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.

Стартер с втягивающим реле расположен параллельно коленчатому валу двигателя и закреплен на силовом агрегате.

Меры предосторожности

При проведении любых работ с системой запуска двигателя соблюдайте следующие требования:

  1. Во избежание выхода электромотора из строя в результате перегрева не включайте стартер более чем на 15 секунд, - перед повторным включением выждите не менее 1 минуты. Длительное проворачивание не запускающегося двигателя стартером приводит к скоплению несгоревшего топлива в каталитическом преобразователе, что чревато выходом последнего из строя в результате воспламенения при осуществлении запуска;
  2. Стартер подключен непосредственно к аккумуляторной батарее и небрежное обращение с ним может явиться причиной возгорания в результате короткого замыкания;
  3. Перед началом работ по обслуживанию стартера всегда отсоединяйте от батареи отрицательный провод.

Неисправности стартера

Контактные клеммы электропроводки должны быть надежно закреплены и не окислены!
  • Если стартер не проворачивается, сначала следует удостовериться, что на клемме №50 тягового реле присутствует напряжение (минимум 10 В). При отрицательных результатах проверьте состояние электропроводки контура тока стартера.
  • Для проверки исправности срабатывания стартера при полном напряжении батареи выполните следующие действия:
    • Не включая передачи, поверните ключ в положение «ON»;
    • Перемкните клеммы 30 и 50 стартера проводом сечением не менее 4 мм2.
  • Если стартер работает безупречно, причину неисправности следует искать в проводах к стартеру. Если стартер не заработает, его следует проверить в снятом состоянии.

Стартер не вращается при поворачивании ключа в положение «START»

  • Разряжена батарея.
  • Перемкните клеммы 30 и 50 стартера: если он вращается, проверьте на обрыв подведенный к замку зажигания провод 50, также оцените состояние выключателя стартера.
  • Оборван провод массы, либо нарушено качество ее клеммного соединения.
  • Ослабление силы тока вследствие нарушения качества или окисления контактных соединений.
  • Отсутствует напряжение на клемме 50 тягового реле в результате обрыва электропроводки, либо повреждения выключателя стартера.

Стартер вращается медленно и не проворачивает коленчатый вал

  • Разряжена батарея.
  • Залито летнее масло.
  • Затруднено прохождение тока вследствие некачественных контактов.
  • Угольные щетки не прилегают к коллектору, заедают в направляющих, изношены, сломаны, замаслены или загрязнены.
  • Недостаточное расстояние между щетками и коллектором.
  • Коллектор в бороздках или обгорел и замаслился.
  • Отсутствует напряжение на клемме 50 (минимум 8 В).
  • Разбит подшипник.
  • Неисправно тяговое реле.

Стартер «схватывает», но обеспечивает проворачивание двигателя лишь рывками

  • Неисправен привод шестерни.
  • Шестерня загрязнена.
  • Поврежден зубчатый венец приводного диска.

Шестерня стартера не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика/приводного диска

  • Загрязнены или повреждены компоненты привода шестерни.
  • Неисправно тяговое реле.
  • Возвратная пружина ослабла или разорвалась.

Стартер продолжает работать после отпускания ключа зажигания

  • Заклинено тяговое реле, - немедленно выключите зажигание и замените тяговое реле.
  • Не отключается замок зажигания, - отключите батарею, замените замок.