Механическая коробка передач


Коробка передач помещена в литой картер, присоединенный к картеру сцепления, который в свою очередь присоединен к левому торцу блока цилиндров. Корпус МКПП оснащен закрытыми пробками отверстиями для спуска, проверки и корректировки уровня масла.

Вращение передается от коленчатого вала двигателя через узел сцепления на первичный (ведущий) вал МКПП. Первичный вал снабжен шлицами, на которые установлен ведомый диск сцепления. С первичного вала, на котором находятся все 6 ведущих шестерен передач, вращение передается на вторичный (ведомый) вал МКПП, на котором расположены ведомые шестерни всех передач. Шестерни пятой передачи располагаются в отдельном кожухе на торце МКПП. Все передачи синхронизированы. От вторичного вала вращение передается на главную передачу и дифференциал, от которых приводятся в движение приводные валы. Свободное вращение сателлитов дифференциала на своих осях позволяет при прохождении поворотов внутреннему колесу вращаться медленнее наружного. Первичный и вторичный валы коробки расположены параллельно друг другу, а также параллельно коленчатому валу и приводным валам.

МКПП в разрезе

1 — Картер сцепления
2 — Концентрический исполнительный цилиндр (CSC)
3 — Сборка синхронизаторов 1-й и 2-й передач
4 — Сборка синхронизаторов 3-й и 4-й передач
5 — Ведущая шестерня 5-й передачи
6 — Сборка синхронизатора 5-й передачи

7-11 — Ведомая шестерня передач 5-1
12 — Подшипник
13 — Дифференциал
14 — Главная передача
15 — Выходной вал
16 — Входной вал

Переключение передач осуществляется при помощи установленной на полу салона кулисы посредством рычажного механизма выбора передач. Механизм состоит из набора вилок переключения, при помощи которых скользящие муфты синхронизаторов перемещаются вдоль вала, осуществляя блокировку шестерен соответствующих передач.

Спецификации МКПП

Тип и объем трансмиссионного масла см. Спецификации
Тип // код МКПП 5-ступенчатая, RS5F91A // AX000
Максимальный крутящий момент, передаваемый МКПП 02T, Н•м 200
Передаточные отношения МКПП
  • 1-я передача
3.727
  • 2-я передача
2.047
  • 3-я передача
1.392
  • 4-я передача
1.028
  • 5-я передача
0.820
  • Передача заднего хода
3.545

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н•м

Пробка сливного отверстия МКПП 22
Пробка контрольного/заливного отверстия МКПП 2
Болты крепления МКПП к двигателю см. рисунок
Датчик нейтрали и заднего хода 22.5
Болты крепления крышки сборки 5-й передачи 24.5
Болты крепления исполнительного цилиндра сцепления к МКПП 9

Неисправности МКП

При установленной на нейтральную передачу МКПП во время работы двигателя имеют место посторонние шумы

  • Изношен подшипник первичного вала.
  • Поврежден подшипник ведущей шестерни ведомого вала.
  • Изношены подшипники промежуточного вала.
  • Изношены или повреждены шайбы регулировки осевого люфта промежуточного вала.

Посторонние шумы имеют место в любом положении МКПП

  • Любая из вышеперечисленных причин и/или:
  • В МКПП залито недостаточное количество трансмиссионного масла (упал его уровень).

Посторонние шумы возникают на какой-либо конкретной передаче

  • Изношены, повреждены или сколоты зубцы шестерни данной передачи.
  • Изношен или поврежден синхронизатор данной передачи.

Происходит «соскакивание» МКПП с высшей передачи

  • Между катером коробки и двигателем попала грязь или коробка сместилась по отношению к двигателю.

При переключении передач возникают осложнения

  • Не полностью выжато (выключено) сцепление.
  • Повреждена тяга переключения, ослабло ее крепление или нарушена регулировка. Произведите тщательную проверку состояния компонентов, в случае необходимости замените дефектные.

Имеют место утечки трансмиссионного масла

  • В МКПП заправлено чрезмерное количество трансмиссионного масла. В случае необходимости слейте излишек.
  • Нуждаются в замене сальники дифференциала.

Проверка уровня и утечек трансмиссионного масла КПП


  1. Выверните пробку контрольного отверстия и пальцем проверьте уровень трансмиссионного масла МКПП – уровень должен доходить до нижнего среза отверстия.
  1. При необходимости добавьте масло.
Не запускайте двигатель при открытом контрольном отверстии.
  1. Затяните пробку контрольного отверстия с требуемым усилием.
Используйте новое уплотнительное кольцо пробки.
  1. Низкий уровень трансмиссионного масла указывает на наличие утечек в следующих местах:
    • Между блоком цилиндров и МКПП (сальник входного вала МКПП);
    • Между приводным валом и МКПП;
    • Пробка контрольного отверстия;
    • Сливная пробка.
  2. Локализации утечек трансмиссионного масла производится аналогично локализации утечек двигательного масла.

Устройство МКП

Наружные компоненты сборки МКПП

1 — Болт крепления CSC
2 — CSC
3 — Сальник входного вала
4 — Сальник дифференциала
5 — Болт картера сцепления
6 — Палец
7 — Масляный канал
8 — Игольчатый подшипник выходного вала
9 — Обойма вилки переключения
10, 27 — Прокладка
11 — Пробка сливного отверстия
12 — Магнит
13 — Игольчатый подшипник входного вала
14 — Картер сцепления

15 — Внутренняя трубка сапуна
16 — Маслоотвод
17 — Трубка сапуна
18 — Сальник дифференциала
19 — Д/В фонарей заднего хода
20 — Болт заднего кожуха
21 — Задних кожух (кожух 5-й передачи)
22 — Уплотнительное кольцо
23 — Шариковый подшипник выходного вала
24 — Стопорные кольца
25 — Шариковый подшипник входного вала
26 — Картер трансмиссии
28 — Пробка заливного отверстия

Сборка входного вала и задней передачи

1 — Сальник
2 — Передний подшипник входного вала (со стороны картера сцепления)
3 — Входной вал
4 — Стопорные кольца
5 — Подшипник входного вала (со стороны картера трансмиссии)
6 — Опорная шайба
7 — Втулка 5-й передачи
8 — Ведущая шестерня 5-й передачи

9 — Блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи
10 — Распорная пружина
11 — Ступица синхронизатора 5-й передачи/сборка соединительной муфты
12 — Стопорная шайба
13 — Гайка входного вала
14 — Штифт задней передачи
15 — Сборка задней передачи

Сборка выходного вала

1 — Масляный канал
2 — Игольчатый подшипник выходного вала (со стороны картера сцепления)
3 — Выходной вал
4/12/16 — Ведущая шестерня 1-й / 2-й / 3-й передачи
5/9/17 — Блокирующее наружное кольцо синхронизатора 1-й / 2-й / 3-й передачи
6 — Ступица синхронизатора 1-й 2-й передач/сборка
7, 21 — Шпонка
8, 22 — Пружина
10, 14, 19 — Стопорные кольца

11, 13, 15, 18 — Опорная шайба
12 — Ведущая шестерня 2-й передачи
20 — Шестерня заднего хода (сборка синхронизатора 3-й и 4-й передач)
23 — Блокирующее наружное кольцо синхронизатора передачи заднего хода
24/28 — Шестерня 4-й / 5-й передачи
25 — Шайба
26 — Стопорное кольцо подшипника 27
27 — Подшипник выходного вала (со стороны картера трансмиссии)
29 — Болт выходного вала

Сборка механизма переключения передач

иеханизи переключения и кулиса

1 — Удерживающий штифт
2 — Вилка переключения 1-й и 2-й передач
3 — Втулка
4 — Шток вилки 2
5 — Стопорные штифты
6 — Вилка переключения 3-й и 4-й передач

7 — Шток вилки 6
8 — Вилка переключения 5-й передачи
9 — Шток вилки 9
10 — Болт вала переключения передач
11 — Сборка вала переключения передач

Сборка главной передачи

1 — Сальник
2 — Наружная обойма подшипника 3
3 — Подшипник со стороны дифференциала

4 — Главная передача
5 — Ведущая шестерня спидометра
6 — Шестерня спидометра

Ввиду сложности устройства МКПП и недоступности для среднестатистического автовладельца запасных частей и специальных приспособлений выполнять ремонт коробки самостоятельно не рекомендуется.

В связи с вышесказанным ремонт МКПП следует поручить специалистам автосервиса компании Nissan.