Автоматическая коробка передач (АКП, АТ - автоматическая трансмиссия)


Спецификации

Тип и модель АТ 4-ступенчатая, RE4F03B
Код сборки АТ
  • На моделях с двигателем CR12DE
3AX80
  • На моделях с двигателем CR14DE
3AX81
Тип и объем ATF см. Применяемые жидкости
Передаточные отношения
  • 1-я передача
2.861
  • 2-я передача
1.562
  • 3-я передача
1.000
  • 4-я передача
0.697
  • Передача заднего хода
2.310
  • Главная передача
4.072
Скорости переключения передач при полностью открытой дроссельной заслонке, км/ч
  • D1 — > D2, 11 — > 12
48 ÷ 56
  • D2 — > D3
96 ÷ 100
  • D3 — > D4
146 ÷ 154
  • D4 — > D3
142 ÷ 150
  • D3 — > D2
82 ÷ 90
  • D2 — > D1
41 ÷ 49
Скорости переключения передач при наполовину открытой дроссельной заслонке (АТ 3AX80 // 3AX81), км/ч
  • D1 — > D2
31 ÷ 39 // 37 ÷ 45
  • D2 — > D3
58 ÷ 66 // 67 ÷ 75
  • D3 — > D4
116 ÷ 124 // 119 ÷ 127
  • D4 — > D3
71 ÷ 79 // 69 ÷ 77
  • D 3 — > D2
34 ÷ 42 // 39 ÷ 47
  • D 2 — > D1
5 ÷ 13 // 5 ÷ 13
  • 11 — > 12
48 ÷ 56 // 48 ÷ 56
Скорости блокировки // разблокировки при открытой на 2/8 дроссельной заслонке (АТ в режиме «Comfort»), км/ч
  • Выключатель O/D в положении «ON» (D4 )
    • AT 3AX80
69 ÷ 77 // 63 ÷ 71
    • AT 3AX81
77 ÷ 85 // 53 ÷ 61
  • Выключатель O/D в положении «OFF» (D3 )
96 ÷ 104 // 93 ÷ 101
Обороты коленчатого вала при проведении Stall-теста, об/мин
  • AT 3AX80
2100 ÷ 2500
  • AT 3AX81
2300 ÷ 2800
Давление в линиях АТ в положениях движения вперед // назад, атм
  • На оборотах Х/Х
500 // 778
  • На оборотах Stall-теста
    • AT 3AX80
1078 // 1677
    • AT 3AX81
1165 // 1813
Расстояние между гидротрансформатором и торцом его корпуса, мм не менее 21.1
Осевое биение масляного насоса, мм 0.04 ÷ 0.04
Зазор между корпусом масляного насоса и наружной шестерней, мм 0.08 ÷ 0.15
Люфт уплотнительного кольца крышки масляного насоса, мм 0.15 ÷ 0.35
Люфт уплотнительного кольца входного вала, мм 0.1 ÷ 0.25
Зазор между боковой шестерней и корпусом дифференциала (с шайбой), мм 0.1 ÷ 0.2
Преднатяг подшипника со стороны дифференциала, Н•м 0.04 ÷ 0.09
Усилие вращения сборки главной передачи, Н•м 0.49 ÷ 1.08
Преднатяг подшипника редукционной передачи, Н•м 0.05
Усилие вращения сборки редукционной передачи, Н•м 0.1 ÷ 0.69
Люфт уплотнительного кольца выходного вала, мм 0.1 ÷ 0.35
Осевое биение выходного вала, мм 0 ÷ 0.5
Люфт уплотнительного кольца натяжителя подшипника, мм 0.1 ÷ 0.27
Изменение напряжения (В) // сопротивления (кОм) датчика температуры ATF при изменении температуры 20 — > 80 град 1.5 — > 0.5 // 2.5 ÷ 0.3
Сопротивление гасящего резистора, Ом 12
Сопротивление э/м клапанов, Ом
  • Э/м клапан A (контакт 2)
20 ÷ 30
  • Э/м клапан B (контакт 1)
5 ÷ 20
  • Э/м клапан обгонной муфты (контакт 3)
20 ÷ 30
  • Э/м клапан давления в линиях (контакт 4)
2.5 ÷ 5
  • Э/м клапан гидротрансформатора (контакт 5)
5 ÷ 20

Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м

Болты крепления сборки контрольных клапанов 7 ÷ 9
Контргайка крепления троса селектора к пластине 12.5 ÷ 16.9
Болты крепления датчика PNP 2.6 ÷ 3.9
Болты крепления угольника 45 ÷ 53
Датчик оборотов 5 ÷ 6.8

Неисправности АКП

При обнаружении неисправности АТ прежде всего проверьте уровень ATF (смотрите главу Обслуживание). Если уровень недостаточен, проверьте состояние соответствующих сальников. Внимательно осмотрите маслоохладитель и все шланги тракта ATF, удостоверьтесь в отсутствии признаков развития утечек. Силами владельца транспортного средства может быть выполнена проверка/замена информационных датчиков системы управления АТ, а также замена компонентов привода выбора режимов АТ. Прежде чем приступать к замене подозреваемого датчика, произведите опрос памяти блока управления, - все сколько-нибудь существенные отказы регистрируются в памяти модуля в виде кодов DTC, а в особо серьезных случаях АТ автоматически переключается на аварийный режим функционирования. Считывание кодов DTC производится при помощи специального диагностического оборудования, подключаемого к разъему системы бортовой самодиагностики (DLC) (смотрите главу Электрооборудование). При отсутствии доступа к необходимым приборам достаточно будет попытаться хотя бы качественно определить природу отказа (электрический/механический) с целью облегчения общения со специалистами автосервиса. Не следует преждевременно приступать к снятию АТ, поскольку ее диагностика представляется возможной лишь в установленном положении.

Неисправности АКП (АТ)

Ввиду сложности конструкции АТ диагностику ее неисправностей и ремонт компонентов желательно проводить в мастерской автосервиса.

Общие проблемы, связанные с функционированием механизма переключения

  • К числу отказов, связанных с нарушением регулировки тяги переключения можно отнести следующие:
    • Запуск двигателя возможен при положениях трансмиссии, отличных от “Р” и “N”;
    • Показания индикатора положения трансмиссии отличаются от реально выбранной передачи;
    • Автомобиль движется при трансмиссии, установленной в положение “Р” или “N”;
    • Передачи переключаются с трудом или произвольно.
  • Произведите регулировку тяги переключения передач.

Трансмиссия пробуксовывает, переключается с трудом, издает посторонние шумы или не обеспечивает движения автомобиля при установке на одну из передач

  • Существует множество возможных причин перечисленных в заголовке проблем, однако под компетенцию механика-любителя попадает лишь одна из них - неправильный уровень трансмиссионной жидкости (ATF).
  • Перед тем как отогнать автомобиль в мастерскую автосервиса проверьте уровень и состояние ATF. Откорректируйте уровень ATF или смените ее.

Имеют место утечки трансмиссионной жидкости (ATF)

  • ATF имеет темно-красный цвет. Следы ее утечек не следует путать со следами двигательного масла, которое может быть снесено на картер трансмиссии набегающим потоком воздуха.
  • Для выявления и локализации источника утечки в первую очередь удалите с катера трансмиссии все следы грязи и смазки. Воспользуйтесь подходящим обезжиривателем и/или произведите паровую чистку. Затем совершите на автомобиле короткую поездку на малой скорости (чтобы следы утечки не сносились набегающим потоком далеко от ее источника). Остановитесь, поддомкратьте автомобиль и путем визуального осмотра установите источник утечки. Чаще всего в качестве таковых выступают:
    • Поддон картера трансмиссии, - подтяните крепежные болты и/или замените прокладку поддона;
    • Трубка залива ATF, - замените резиновое уплотнение в месте входа трубки в картер трансмиссии;
    • Линии ATF, - подтяните штуцерные соединения или замените линии;
    • Вентиляционная трубка, - трансмиссия переполнена и/или в нее попала вода.

ATF имеет бурый цвет или пахнет гарью

  • Недостаточен уровень ATF.

Не включается режим kickdown при полном нажатии на педаль (не включается пониженная передача)

  • Упал уровень ATF.
  • Неисправна система управления двигателем.
  • Неисправен датчик-выключатель или его электропроводка.
  • Нарушена регулировка приводного троса селектора.

Двигатель не запускается при любом положении селектора или запускается в положениях, отличных от «Р» и «N»

  • Нарушена регулировка датчика-выключателя разрешения запуска.
  • Нарушена исправность функционирования системы управления двигателем.
  • Нарушена Трос селектора АКП.

Трансмиссия пробуксовывает, рывки или шумы при переключении передач. Автомобиль не двигается при включении режимов «D» или «R»

  • Упал уровень ATF.
  • Неисправен датчик или его электропроводка.
  • Нарушена исправность функционирования системы управления двигателем.

Устройство АКП

Ремонт АТ АКП, связанный с ее разборкой, следует поручить специалистам. Компоненты сборки АТ представлены на иллюстрациях ниже.

Гидротрансформатор и масляный насос

Сцепления и тормоза

1 — Стопорное кольцо
2 — Удерживающая пластина
3 — Ведомая пластина
4 — Тарельчатая пластина
5 — Возвратные пружины и пружинный держатель
6 — Поршень
7 — Сальник
8 — Вытяжное кольцо
9 — Барабан сцепления передачи заднего хода
10 — Опорная шайба
11 — Сборка сцепления передачи заднего хода
12 — Игольчатый подшипник
13 — Ведущая пластина
14 — Ступица сцепления высшей передачи
15 — Одноходовая муфта режимов движения вперед
16 — Ступица обгонной муфты
17 — Ступица сцепления режимов движения вперед

19 — Барабан сцепления режимов движения вперед
20 — Водило планетарной передачи заднего хода
21 — Солнечная (центральная) шестерня
22 — Барабан сцепления высшей передачи
23 — Уплотнительное кольцо
24 — Сцепление высшей передачи
25 — Обойма подшипника
26 — Одноходовая муфта низшей передачи
27 — Водило планетарной передачи режимов движения вперед
28 — Поршень обгонной муфты
29 — Пружинный держатель
30 — Поршень сцепления режимов движения вперед
31 — Возвратные пружины
32 — Тормоз задней передачи и передачи заднего хода
33 — Обгонная муфта и сцепление режимов движения вперед

Сборка АТ

1 — Шланг сапуна
2 — Стопорное кольцо
3 — Крышка регулятора
4 — Уплотнительное кольцо
5 — Контргайка
6 — Сопрягаемая поверхность
7 — Анкерный палец
8 — Наружная обойма
9 — Уплотнительное кольцо
10 — Игольчатый подшипник
11 — Держатель (натяжитель) подшипника
12 — Редукционная передача
13 — Подшипник
14 — Регулировочная шайба подшипника редукционной передачи
15 — Поршень аккумулятора выключения сервопривода
16 — Возвратная пружина
17 — Поршень аккумулятора «N-D»
18 — Сборка контрольных клапанов
19 — Прокладка
20 — Пробка сливного отверстия
21 — Магнит
22 — Наружная обойма подшипника
23 — Лента тормоза
24 — Трубка маслоохладителя
25 — Шайба
26 — Шток парковки
27 — Пластина штока 26
28 — Поддон картера АТ
29 — Штифт
30 — Ручная пластина
31 — Опорная пластина
32 — Сальник
33 — Штифт

34 — Ручной вал
35 — Держатель поршня сервопривода «O/D»
36 — Держатель поршня сервопривода
37 — Поршень сервопривода «O/D»
38 — Вытяжное кольцо
39 — E-образное кольцо
40 — Пружинный держатель
41 — Возвратная пружина сервопривода «O/D»
42 — Поршень сервопривода режимов
43 — Опорная шайба сервопривода режимов
44 — Шток поршня сервопривода режимов
45 — 2-я возвратная пружина сервопривода
46 — Собачка парковки
47 — Вал парковки
48 — Возвратная пружина
49 — Датчик PNP
50 — Корпус АТ
51 — Датчик оборотов
52 — Активатор парковки
53 — Регулировочная шайба
54 — Внутренняя обойма подшипника
55 — Промежуточная шестерня
56 — Заливная трубка
57 — Контргайка
58 — Прокладка
59 — Щуп
60 — Боковая крышка
61 — Подшипник выходного вала
62 — Выходной вал
63 — Болты (15 шт.)